История BMW в автоспорте

Автоспорт



Автоспорт уже давно играет на BMW большую роль в процессе исследований и разработок. Все усилия служат одной цели - созданию наилучших двигателей. Совершенных, мощных, эластичных, экологически чистых, надежных и не требующих значительного обслуживания.

Исторический экскурс



BMW впервые ощутила вкус успеха на гонках с моделью 315/1, которая появилась еще в 1935 г. как спортивный вариант модели 315. Его двигатель был оснащен тройным карбюратором и головками большей высоты, что обеспечивало степень сжатия 8:1. Его мощность, возросшая уже до 40 л.с., позволяла разогнать 315/1 до 113 км/ч (в некоторых источниках до 120 км/ч). Вскоре последовала улучшенная версия этой машины - 319/1, максимальная скорость которой доходила до 130 км/ч. Дебют модели 328 на гонках в Нюрбургринге в 1936 году, завершившийся убедительной победой в своем классе, вызвал настоящую сенсацию, т.к. в те годы большинство немецких спортивных машин имело скромную динамику и отнюдь не вызывающий восторга дизайн. Прежде чем закончился первый для нового автомобиля спортивный сезон, стало ясно: машина стоит на две головы выше всего остального.

Двухлитровый шестицилиндровый верхнеклапанный двигатель с полусферической головкой и тройным карбюратором Солекс, развивавший добрых 80 л.с., разгонял машину до 160 км/ч. Как отмечали испытатели журнала Autocar в 1937 году, он создавал такое впечатление, будто имел компрессор, так легко увеличивались обороты. В то время, когда спортивные машины все еще имели отдельно смонтированные крылья и фары, дизайн BMW 328 наметил путь к полностью обтекаемому кузову со своими сросшимися с капотом крыльями, вписанными в них фарами и весьма символическими подножками. Машина широко использовалась заводскими гонщиками и спортсменами-любителями для участия во всевозможных соревнованиях - от коротких кольцевых гонок до 24-часового марафона Ле-Ман и многодневных ралли.

Список завоеванных на ней побед (прежде всего в двухлитровом классе) занял бы большую часть этой страницы. Самое же знаменательное достижение BMW 328 - 1, 3, 5 и 6-е места в абсолютном зачете последней довоенной гонки Милле-Милья. Команда BMW состояла из пяти экипажей на машинах с форсированными до 135 л.с. двигателями. Три из них имели открытые обтекаемые алюминиевые кузова на трубчатом каркасе. Для снижения центра тяжести двигатель сместили вниз на пару дюймов (50 мм). Их максимальная скорость составляла 209 км/ч. Две другие - закрытые купе. Одно из них построено при участии Фрица Фидлера, другое - кузовным ателье Turing в Милане. Интересно, что коэффициент аэродинамического сопротивления этих машин удалось снизить до 0,22, а что для стандартного открытого кузова он составлял 0,51. Победу на закрытой машине одержал экипаж Хушке фон Ханштайн-Баумер, показав среднюю скорость 166,7 км/ч. Третьими были Брудес-Розе на открытой машине. Правда, война в Европе полыхала уже семь месяцев, но, оставаясь все еще нейтральной, Италия провела это традиционное соревнование в апреле 1940 года, хотя и на укороченной трассе - кольце длиной 161 км в районе Брешии. Появившаяся в 1959 г. крохотная модель BMW 700 LS в версии купе дала возможность BMW снова добиваться спортивных побед. Кузов разработала итальянская фирма Michelotti.

В спортивных купе 700 устанавливался слегка усовершенствованный двигатель от стандартной модели, позволивший не раз побеждать в гонках. С этим автомобильчиком компания подошла к формированию гоночного имиджа. С середины 60-x годов BMW участвует также и соревнованиях Формулы-2. Мощные двигатели BMW используют чуть ли не все команды. Бесчисленные победы BMW и завоеванные европейские титулы совершенно никого не удивляли. С 1963 по 1968 год сошло с конвейера более 92 тыс. 1800-х, из которых 567 были спортивной моделью 1800ti/SA, предназначавшейся исключительно для гонок и развивавшей скорость до 195 км/ч. Оборудованы они были усовершенствованным двигателем от модели 1800 (мощность предположительно составляла 170 л.с.), который вел свою родословную от модели 1500. Эти автомобили впоследствии принимали участие во многих гонках и ралли.

BMW 2002 turbo - стал первым немецким легковым автомобилем с турбонаддувом. Он помог компании выиграть европейское первенство в 1969 году, и идея нашла свое воплощение опытных образцах производства к 1973 году. До этого в 1968 году появилась модель 3.0 CS, чей моторный отсек скрывал двигатель объемом 2985 см3 мощностью 170 л.с. при 5800 об/мин. Желание компании участвовать в гонках вскоре привело к увеличению объема двигателя в купе CS до 3153 см3. Так появился двигатель, прекрасный своими 206 л.с. и скоростью 225 км/ч. Этот двигатель в свою очередь был базовым для гоночной программы соревнования машин с двигателями объемом 3,5 л.

1972 год стал для BMW годом прорыва в будущее. Спортивная деятельность сосредотачивается в рамках фирмы BMW Motorsport GmbH. Двигатель с прямым впрыском топлива модели 3.0 CSi был хорош своими 200 л.с. Один из них привел Джереми Уолтона и Питера Хэнсона к первому месту в классе и седьмому в общем зачете в 24-часовой гонке Спа-Франкоршамп 1972 г. Этот же автомобиль в конечном итоге перевоплотился в модель CSL (L - от английского lightweight - легковесный). Он был назван так благодаря кузову, изготовленному из легкого сплава (капот, двери и крышка багажника были сделаны из алюминия), что уменьшило его вес до 1268 кг и улучшило скоростные возможности. Как спортивный автомобиль, CSL продолжает серию успехов на гоночных трассах, добивался наибольшего успеха на Европейском автомобильном первенстве с 1973 по 1980 год - выигрывает шесть чемпионатов, а также занимал призовые места во время проведения американской серии IMSA. К тому же впервые вся гоночная команда выступает в едином стиле. Речь идет о знаменитых трех полосках на белоснежном фоне, которые до сих пор определяют собой дизайн спортивных автомобилей BMW. Но модель 3.0 CSL стала пионером не только в этом смысле. Это купе скрывало в себе множество технических новинок. На нем впервые был установлен шестицилиндровый двигатель BMW с четырьмя клапанами на цилиндр, а его тормозная система была оснащена АБС - совершенной новинкой по тем временам. Автомобили изготавливались в разнообразных вариантах, некоторые с тройными карбюраторами, некоторые с системой впрыска D-Jetronic. Модели продававшиеся в Германии, могли быть оборудованы дополнительным комплектом аэродинамических спойлеров. Так 3.0 CSL даже был прозван бэтмобилем, из-за характерного крыла на багажнике. Автомобили поставляемые в Великобританию, не имели спойлеров, но зато у них были роскошные салоны. В 70-х годах серия гоночных машин - art cars - была вручную расписана такими современными мастерами искусства, как Александер Кальдер, Фрэнк Стелла и Энди Уорхол. После участия в таких гонках, как 24-часовая в Ле-Мане, эти автомобили были выставлены в музее BMW в Мюнхене, а затем экспонировались на художественных выставках и значительных автомобильных событиях по всему миру.


В 1978 году BMW Motorsport GmbH удивляет мир моделью M1 - спортивным купе с неповторимым дизайном. Эта модель стала первым чистокровным спортивным автомобилем BMW с центральным расположением двигателя. Гоночный вариант автомобиля отличался меньшей массой благодаря отсутствию всего лишнего и более мощными моторами: на него устанавливали 460-сильный двигатель и даже 850-сильный с турбонаддувом. В связи с тем, что на М1 с опозданием был получен допуск к участию в гонках формулы Endurance, М1 смогла участвовать в этих гонках только в течение одного сезона. Удача оставила М1 и на других трассах, где в то время безраздельно господствовали Porsche. Ничего серьезного они не выиграли, и гоночная карьера их была коротка, что, впрочем, мало повредило имиджу дорожных М1.

В начале 80-х годов BMW принимает решение доказать свою компетентность в высшем классе автоспорта. На гонке 23 января 1982 года BMW впервые представило свой двигатель для Формулы-1. Из четырехцилиндрового двигателя объемом всего 1,5 литра, который обеспечивал BMW 1500 мощность лишь 85 л.с., команда специалистов, возглавляемая Паулем Роше, создала уникальный агрегат мощностью 800 л.с., но затем его мощность довели до... до 1029 кВт (1400 л.с.!), при тех же 1,5 л объема.
Этот расположенный в задней части болида aнглийской конюшни Brabham BMW BT 7 агрегат менее чем через два года - 15 октября 1983 г. - помог Нельсону Пике выиграть в южноафриканском Кьялами чемпионат мира. Впервые в истории гонок Формулы-1 титул выиграл автомобиль с турбированным двигателем. В 1984 этот же двигатель устанавливался на болидах команды ATS BMW Turbo, в 1985 - на Arrows BMW Turbo, а в 1986 - на Benetton BMW Turbo. Именно Benetton BMW Turbo помог Герхарду Бергеру на гран-при Мексики 1986 года одержать первую в своей жизни победу. В целом до 1987 года этот двигатель позволил BMW выиграть девять Гран-при, а также завоевать 15 поул-позишн в 91 гонке. Кстати, в конце своей эволюции двигатель BMW развивал уже где-то 1500 л.с.

После того, как концерн BMW ушел из гонок Формулы-1, главное внимание было отдано шоссейно-кольцевым гонкам. В 1984 году появились седан M5, и построенный на его базе M635CSi. Двигатель - S38 BMW Motorsport - рядный 6-цилиндровый с 4-мя клапанами на цилиндр, представляющий собой модифицированный вариант двигателя от М1. В гоночной версии BMW 635CSi (команда BMW Schnitzer), при объеме 3453 см3, он выдавал аж 380 кВт, т. е. примерно 517 л.с.! В конце 80-х спортивные автомобили BMW получили сокращенные обозначения, которые просто указывали на их спортивную принадлежность (М - Motorsport GmbH) и номер серии. Таким образом, M635CSi стал просто М6.

Триумфальный М3



В августе 1986 года родился BMW M3. Компактная двухдверная модель параллельно разрабатывалась как для серийного производства, так и для автоспорта. Результат был для BMW просто триумфальным. С самого старта белоснежный автомобиль, раскрашенный в традиционные спортивные цвета BMW, начал собирать победы, трофеи и титулы. В 1987 году итальянец Роберто Равилья завоевывает первое место на чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонкам. И в течение последующих пяти лет BMW M3 доминировал на спортивной сцене. В 1993 и 1994 гг. команды BMW выигрывали с помощью не подвергавшегося практически никаким улучшениям серийного 3,2-литрового двигателя, позаимствованного у МЗ GTR, кубок ADAC в категории GT.

Господство в супертуризме



Автомобиль BMW 320i три раза помог выигрыть германский чемпионат в классе супертуризм: 1994 и 1998 гг. - Джонни Чекотто; 1995 г. - Иоахим Винкельхокк. Позаимствованный у серийной модели двухлитровый 6-цилиндровый двигатель на последнем этапе своего развития выдавал целых 270 Нм при 7000 об/мин, обеспечивал мощность 228 кВт (311 л.с.) и считался одним из самых надежных агрегатов. Кроме того еще 25 чемпионских титулов было завоевано на этой модели в других чемпионатах по шоссейно-кольцевым гонкам, до ее замены на новую. Последнюю победу праздновал все тот же Иоахим Винкельхокк в ноябре 1998 г. в финале чемпионата Юго-Восточной Азии по кольцевым гонкам в Макао. А победителем в общем зачете стал Чарльз Хван из Гонконга и тоже на BMW 320i. В 1999 г. BMW прекратила участие в чемпионате по кольцевым гонкам, чтобы иметь возможность сосредоточиться на участии в Формуле-1. Поэтому фирма BMW Motorsport Limited специально для гонщиков-индивидуалов разработала на базе нового BMW 320i автомобиль для кольцевых гонок. Новый BMW 320i DTC построен в соответствии с германским регламентом кольцевых гонок (Deutsche Tourenwagen Challenge - DTC). Здесь, в отличие от аналогичных международных гонок по регламенту STW, изменения, способствующие повышению мощности двигателя, допускаются в очень узких границах. Эта модель в 1999 году появилась на трассах в Австрии, Бельгии, Голландии, Италии, Норвегии, Португалии и Финляндии. Предполагалось появление ее и в России, но руководство команды МТС-ЭйСи Рейсинг пришло к выводу, что BMW 320i, купленные в 1998 г. у немецкой фирмы Prinkmann Motorsport (ее команда в 1998 г. одержала победу в немецком чемпионате), настолько хороши в плане технической оснащенности и надежности, что не требуют замены.

Победы в Ле-Мане



Во второй уик-энд июня 1998 года фирма BMW праздновала на трассе Нюрбургринг исторический успех, достигнутый благодаря новому 4-цилиндровому дизелю с непосредственным впрыском. Впервые победителем в общем зачете в 24-часовой гонке стал автомобиль с дизельным двигателем. Уже серийный агрегат располагал значительной мощностью - 136 л.с., а гоночная версия во время тренировок показала целых 232 л.с. Ровно год спустя BMW V12LMR также первым пересек финишную линию труднейшей многокилометровой гонки в мире. Гарантом победы в Ле-Мане стал мощный V-образный 12-цилиндровый двигатель, основой для которого послужил силовой агрегат, используемый с 1987 года на модели 750i. Если серийный двигатель развивает 326 л.с., а максимальный крутящий момент составляет 490 Нм при 3900 об/мин, то специально подготовленный для гонок 6-литровый агрегат без наддува выдает 582 л.с., а его максимальный крутящий момент 670 Нм достигается при 4500 об/мин. Нужно отметить, что история современных побед BMW в Ле-Мане началась еще в 1995 году, когда на трассе вовсю господствовал McLaren F1 GTR, оснащенный 12-цилиндровым мотором BMW - BMW Power (своеобразное клеймо, ставящееся на все автомобили оборудованные двигателями BMW). Двигатель имел по 4 клапана на цилиндр и при объеме 6064 см3 выдавал более 600 л.с. при 7500 об/мин (в зависимости от эволюции мощность могла быть различной - 627 л.с., 639 и т.д. - полный список мне пока неизвестен) , крутящий момент около 650 Нм в диапозоне от 4000 до 7000 об/мин. Сам же автомобиль был впервые представлен еще в 1992 году, а в 1994-м началось его серийное производство, т.е. его свободно можно было купить, правда для этого требовалось около 870 тыс. долларов. Зато в итоге клиент получал сумашедший разгон - 3,2 с до 100 км/ч (отметка в 160 км/ч достигалась за 6,3 с), в чем не малая заслуга механической 6-ступенчатой коробки передач. При этом максимальная скорость переваливала за отметку в 330 км/ч, кое-где даже указывалась цифра в 231 миль/час, т.е. 379 км/ч! Чтобы все это хозяйство остановить использовались мощнейшие тормоза с 13-дюймовыми дисками спереди и 12-дюймовыми сзади. Размерность шин была соотвествующей - 235/45ZR17 спереди и 315/45ZR17 сзади. Первоначально автомобиль именовался просто McLarenF1, но в 1995-м повилась модификации GTR, которая и участвовала в Ле-Мане, а затем в этом же году представили модификацию LM.

Возвращение в формулу-1



В 1997 году завершает свою гоночную карьеру Герхард Бергер и с 1998 года работает директором фирмы BMW Motorsport. Именно он стал с этого времени отвечать за структуру программы автоспорта на BMW, а также, что самое главное, за создание команды для Формулы-1. В сезоне 2000 г. BMW возвращается в Формулу-1. Когда еще только принималось решение о возращении, правление концерна решило ограничиться лишь строительством нового мотора, ведь после 12-летнего перерыва BMW пришлось начинать все сначала. В качестве партнера была выбрана английская конюшня WilliamsF1. И вот спустя 12 лет и 118 дней на трассе в Мельбурне BMW снова заявляет о себе в высшем классе автоспорта. В первой же гонке Ральф Шумахер за рулем BMW WilliamsF1 FW22 встает на пьедестал, занимая третье место. Сердце этого болида V10 объемом 2998 см3 мощностью не менее 850 л.с., при массе не более 120 кг. Четыре клапана на каждом цилиндре закрывают не стальные пружины, а пневматическая система. Вместо обычных шести передач, дуэт пилотов Шумахер/Баттон располагает новой КПП с семью передачами и задним ходом (обязательное требование). В течении всего сезона двигатель BMW зарекомендовал себя с лучшей стороны, не так часто горел (что не свойственно для новых двигателей) и позволил завоевать 35 очков - в итоге BMW занимает третье место в кубке конструкторов, а Ральф Шумахер еще 2 раза после Мельбурна поднимался на третье место. Однако, критики говорили о том, что этот двигатель относится к так называемому второму поколению моторов Формулы-1. В отличие от нового поколения они отличаются несколько большей массой и высоким центром тяжести. Но уже к следующему сезону 2001 года BMW подготовила новый двигатель - модель Е42, который относится уже к новому поколению моторов. Двигатель имеет угол развала цилиндров 90 градусов, вместо 72 у предшественика. Новинку установили на испытательный стенд еще 25 сентября 2000 г., а 11 октября E42 прошел первые тесты на трассе. Причем специалисты поговаривают, что потенциально новый мотор оказался мощнее моторов Ferrari и McLaren. 27 января команда BMW Williams на трассе Сильверстоун провела презентацию своей машины 2001 года - FW23. Машина разработана Джеффом Виллисом - главным специалистом по аэродинамике, и Гевином Фишером - главным конструктором команды и оснащена новым двигателем BMW V10. В 2001 году за команду будут выступать Ральф Шумахер и Хуан-Пабло Монтойя - Чемпион серии CART 1999 года, а в работе над машиной в течение сезона важную роль будет играть тест-пилот Марк Жене, выступавший в прошлом году за команду Minardi. Кроме того, Williams является одной из команд, которые предпочли использовать в этом сезоне шины Michelin. Глава команды Фрэнк Вильямс с оптимизмом смотрит на наступающий сезон: От нашего партнерства в 2001 году ждут очень много, и все в команде BMW WilliamsF1 осознают эту большую ответственность. Я хочу, чтобы мы финишировали в каждой гонке, отлично работали в боксах, выбирали хорошую гоночную стратегию, и, возможно, выиграли одну или две гонки, если красные и серебряные машины совершат ошибку. Изменения в требованиях к аэродинамике машины к этому сезону стали самыми значительными после 1997 года. Комментируя проделанную работу, Джефф Виллис сказал: FW23 по своей сути является модификацией FW22 с улучшениями и доработками, ориентированными на установку нового двигателя и коробки передач, а также большим числом изменений, отражающих требования новых правил. Патрик Хэд, технический директор WilliamsF1 добавил: FW23 основан на том прогрессе, которого мы достигли в два последних года, и имеет явное визуальное сходство с FW22 2000 года. Аэродинамика машины была оптимизирована в соответствии с новыми правилами, и мы надеемся, что эта машина и двигатель позволят нашим пилотам бороться за победы в 2001 году. Его уверенность поддержали и представители BMW. Марио Тиссен уверен, что новый двигатель положительно скажется на скоростных характеристиках FW23: Новый более компактный и легкий двигатель BMW обеспечивает лучшую динамику шасси и развивает большую мощность. В свою очередь Герхард Бергер добавил: Очень маловероятно, что мы сможем полностью ликвидировать отставание от лидеров всего лишь во второй свой сезон в WilliamsF1. Но мы хотим улучшить свою скорость, для того, чтобы быть готовыми к тому моменту, когда Ferrari или McLaren столкнуться с проблемами.


Новинки



В конце марта 2001 г. отделение BMW Motorsport представило гоночную модификацию купе M3. 400-сильный восьмицилиндровый двигатель заимствован у седана M5. Новые бамперы и большое антикрыло на крышке багажника призваны увеличить прижимную силу на высоких скоростях, а расширители арок должны прикрыть широченные низкопрофильные слики. Из салона удалены все сиденья, а для водителя установлено гоночное кресло с пятиточечными ремнями безопасности, вварен каркас безопасности, который увеличивает жесткость кузова и оберегает пилота от травм при авариях. По сравнению со стандартной BMW M3 масса машины уменьшилась на 450 кг.

У всех этих машин и моторов есть одно общее: они доказывают, что серийные двигатели BMW построены настолько солидно, настолько рассчитаны на заложенную в них мощность и отличаются такой сбалансированностью уже в своей базовой концепции, что их гоночные версии выдерживают любые нагрузки на любых трассах мира.

Автоспорт уже давно играет на BMW большую роль в процессе исследований и разработок. Все усилия служат одной цели - созданию наилучших двигателей. Совершенных, мощных, эластичных, экологически чистых, надежных и не требующих значительного обслуживания.

Посмотреть еще на тему История BMW

Исторические факты из мира БМВ, история БМВ АГ ее моделей подразделений и многое другое.

масло shell цена минимальна

Обсуждения на БМВ Форуме

Загрузка...

Перейти на Форум BMW
^Наверх
Вливайся в тусовку BMW!