BMW против СВД: стреляли?
Известие о том, что BMW приступает к выпуску новой семерки в бронированном исполнении, нас не удивило: компания защищала броней и предыдущую модель. Однако на этот раз баварцы заявили о том, что броневик первым сертифицирован по новейшему баллистическому стандарту BRV 2009, а зарубежная пресса уже присвоила ему статус самого защищенного в мире представительского автомобиля! Так ли это? И от какого оружия спасет семерка?
![]()
Новый BMW 7 High Security еще не видели ни журналисты, ни потенциальные клиенты: есть только пресс-релиз и фотографии. Непосвященным они скажут мало, а вот специалистам по бронированию... К ним я и отправился, но сначала — о подходах к защите.
Как известно, бронеавтомобили могут быть либо заводскими (их защищает сама компания-производитель в процессе изготовления), либо защищенными уже после постройки — силами специальных ателье.
Заводским бронированием в Европе занимаются лишь три производителя: Daimler (в его гамме — Maybach и линейка Мерседесов, включая президентский Pullmann), Audi (модели А6 и А8) и BMW (пятерка, семерка и кроссовер X5).
В нынешнем году баварцы обновили сразу две бронемодели: чем сложнее обстановка в мире, тем выше спрос! Весной BMW X5 (его выпускают в США, а бронируют в Мексике) получил мощную защиту — уже не от пистолетно-револьверных пуль, как прежде, а от калашниковских, причем наиболее актуальных, пробивных — с термоупрочненным сердечником.
![]()
![]()
И в России, и в Европе бронировщики считают снайперскую винтовку СВД (слева) самым мощным стрелковым оружием, от которого возможно защитить легковой автомобиль. Внизу — ее укороченный и более современный вариант СВУ-АС
![]()
Патрон крупнокалиберного пулемета КПВТ с бронебойно-зажигательной пулей (на переднем плане) европейцам пришлось исключить из стандартов: защитить от него легковушку невозможно
А теперь на рынок выходит бронесемерка нового поколения родом из самой Германии. Если раньше завод в Дингольфинге бронировал только топовую версию 760 Li, то теперь к ней прибавилась более скромная — 750 Li. А семьсот шестидесятая с ее новым битурбомотором V12 стала самым мощным заводским броневиком в Европе! Сравните: двигатель V12, которым оснащается Audi A8 Security, развивает 450 л.с., Mercedes-Benz S600 Guard — 518 л.с., а BMW 7 High Security — все 544 л.с.
![]()
Широченная черная окантовка боковых стекол ухудшает обзорность и демаскирует броневик
Ходовая часть, как водится, усилена, колеса — Michelin PAX с пластиковыми вставками (они позволяют продолжать движение и на пробитых шинах). Правда, эта обувка заставила снизить максимальную скорость до 210 км/ч вместо 250 км/ч у обычных версий. А немалый вес брони сказался на динамике: у BMW 750 Li время разгона до сотни увеличилось с 5,3 с до 7,9 с, а у BMW 760 Li — с 4,6 с до 6,2 с.
Набор спецоснащения традиционен: интерком (переговорное устройство с улицей), тревожная сигнализация, спецсигналы. Красной кнопкой на панели включаются огнетушители в моторном отсеке, синей — защита от газовой атаки. Правда, чтобы добраться до этих кнопок на аналогичных Мерседесах, надо сначала поднять общую крышку, а затем индивидуальные. Здесь же — ни того ни другого, а все клавиши расположены в ряд. Не перепутать бы интерком с огнетушителем!
А главное — случайно не надавить на большую кнопку с надписью Exit над лобовым стеклом. Судя по всему, как и у предыдущих моделей, после нажатия этой кнопки с помощью пиропатронов отстреливается пулестойкое лобовое стекло. Компания уже давно верна столь экзотичной концепции аварийного выхода, но нас смущает один момент.
![]()
![]()
Если нажать на эту кнопку... вылетит лобовое бронестекло!
![]()
По заказу поставляются флагштоки
В девяностые годы в центре Москвы, возле бывшего здания СЭВ, у бронированного Chevrolet Tahoe на ходу вылетело плохо вклеенное лобовое бронестекло — и от его удара во встречной легковушке погибли люди. Ведь такое стекло весит более ста килограммов!
Вызывают вопросы и дверные бронестекла семерки. То, что за их широченной черной окантовкой скрывается дополнительная стальная защита, — хорошо. Но такое решение резко ухудшает обзорность и демаскирует машину. Хотя пресс-служба BMW уверяет, что внешний вид почти не отличается от серийных автомобилей, знатоки мгновенно распознают этот броневик издалека.
А для чего все дверные стекла — и передние, и задние — сделаны опускающимися? Раз существуют стеклоподъемники — значит, будет соблазн приоткрыть окно, чтобы покурить, подышать воздухом... И тем самым подставиться террористам.
Между тем на многих бронеавтомобилях задние стекла вообще не опускаются, а передние можно приоткрыть лишь на несколько сантиметров, чтобы протянуть в окно документы. А если уж стекла и делают опускающимися, то не наполовину, как здесь, а полностью — для экстренной эвакуации.
![]()
![]()
Стальная защита по периметру окон — хорошо. Но то, что стекла опускаются,— неправильно
Теперь — самое интересное. От какого оружия спасет семерка? Пресс-релиз утверждает, что по новому стандарту BRV 2009 автомобиль зачислен в седьмой класс защиты, а непрозрачные участки кузова отвечают даже требованиям девятого класса.
Странно. Дело в том, что в Западной Европе броневики обычно сертифицируются по единым баллистическим нормативам EN 1063/1522/1523, уровней защиты всего семь, а обозначаются они буквами и цифрами (к примеру, B7).
Зачем понадобился еще один стандарт? Когда я спросил об этом российских бронировщиков, те удивились: Первый раз слышим! Но через пару дней позвонили: Приезжай, мы все выяснили. И вот что я услышал в комнате, где на полках стоят образцы патронов, а вдоль стен — стальные листы и бронестекла с пулевыми отметинами.
Дело в том, что нормативы EN уже давно не устраивают многих европейских специалистов. Например, в них речь идет только о материалах защиты, но не о самих автомобилях. Хотя, к примеру, в России давно существует особый ГОСТ Защита броневая специальных автомобилей!
Поэтому еще десять лет назад Daimler, Audi и BMW, а с ними Porsche и армейский бронировщик Krauss-Maffei (тот самый, что делает танки Leopard) адаптировали стандарты EN к продукции автопрома, создав нормы BRV 1999.
А самый большой недостаток стандартов EN в том, что они предусматривают обстрел лишь традиционными боеприпасами из самой Европы и Америки. Между тем на рынках, где наиболее востребованы броневики, — в СНГ, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке — полным-полно российского оружия. Выдержит ли евроброня выстрелы из автомата АКМ или еще более мощной снайперской винтовки Драгунова? И какими боеприпасами? Есть патроны с обычным стальным и термоупрочненным сердечниками, повышенной пробиваемости, бронебойные, бронебойно-зажигательные... Не говоря о том, что и сами автоматы Калашникова бывают разных калибров.
![]()
На дисплее системы iDrive отображаются режимы работы спецсигналов
![]()
Громкоговорители спрятаны за передним бампером
Тут уже за дело взялись сертификационные и полицейские органы Европы: они создали нормативы по защите материалов APR 2006, включив туда ряд российских и новых европейских патронов. Причем самым пробивным был признан бронебойно-зажигательный патрон нашего пулемета КПВТ калибра 14,5 мм.
Потом оба новых стандарта, автомобильный и полицейский, объединили в один — тот самый BRV 2009. Правда, наиболее мощные боеприпасы из таблицы пришлось исключить: если попытаться защитить легковушку от крупнокалиберного пулемета, она просто не сдвинется с места под тяжестью брони! Но венчает таблицу по-прежнему российский бронебойно-зажигательный патрон, только уже от снайперской винтовки СВД.
![]()
![]()
Кнопки включения спецсистем объединены в блок. Красная клавиша задействует огнетушитель под капотом, а синяя — защиту от газовой атаки
А вот главное, что следует из таблицы: защита семерки (седьмой и девятый уровни по нормам BRV 2009) соответствует традиционным уровням B6/B7 по стандартам EN. Именно так бронировано большинство представительских автомобилей — тот же Mercedes S-класса, Audi A8, BMW предыдущей седьмой серии! Так что ни о каких фантастических защитных свойствах речи не идет, хотя отдельные элементы (например, те же оконные проемы) усилены по сравнению с предыдущей моделью.
Вызывает сомнение и заявление об уникальной прочности 60-миллиметровых стекол с поликарбонатной прослойкой. Российские бронестекольщики из Гусь-Хрустального только что сертифицировали аналогичный сэндвич (57,5 мм) по высшему классу защиты ГОСТа, которому, как видно из таблиц, семерка не отвечает.
И все же на дилетантский вопрос: А от калаша она защитит? — продавцы могут смело отвечать утвердительно. Бронировано здесь и днище — от подрыва. Но если террористы решат использовать автомобиль, начиненный взрывчаткой, как при покушении на президента Ингушетии Евкурова, — тут уже, как говорят в Германии, онэ гевэр. Только не ohne Gewehr (без оружия), а ohne Gewaehr. Без гарантии. Впрочем, это в полной мере относится к любым бронеавтомобилям.



Газета АВТОРЕВЮ